Урок русского языка 3 класс "Безударные гласные в корне. Редакция газеты"
Урок русского языка
3 класс
Тема:
« Правописание слов с безударными гласными в корне.
Редакция газеты»
Тема: « Правописание слов с безударными гласными в корне. Редакция газеты»
Цель: отработать умения находить и проверять безударную гласную в корне
Задачи:
Образовательные:
· Формировать:
o умение подбирать проверочные слова,
o умение выделять слабые позиции безударных гласных в корне и умение их проверять;
o орфографическую зоркость;
· закрепить навык работы со словарными словами;
· познакомить с лексическими значениями новых слов;
· расширить кругозор;
· обогатить словарный запас детей;
· научить выполнять правила безопасного поведения во время новогодних праздников;
Развивающие:
· Развивать орфографическую зоркость;
o творческое мышление;
o познавательную активность;
o внимание и наблюдательность;
o речь учащихся;
Воспитательные:
· воспитывать вдумчивое отношение к родному языку;
· обогащать и развивать жизненный опыт детей;
· воспитывать бережное отношение к безопасности жизнедеятельности;
Ожидаемый результат:
· знать правило проверки безударных гласных в корне;
· уметь применять знания на практике;
· знать название профессий, связанных с изданием газеты.
Оборудование:
· Интерактивная доска
· Таблицы с новыми словами
I. Организационный момент.
-Сегодня у нас необычный урок русского языка. Он пройдет в форме деловой игры. Мы будем работать не в классе, а в редакции газеты.
- Причем, у нас в классе уже есть главный специалист по выпуску газет – Василенко Женя, который уже издал 6 выпуск своей газеты для котов.
-Давайте теперь все вместе поработаем в редакции?
- Как вы думаете, что такое редакция газеты? (на доску табличка «Редакция») (ответы детей)
-Посмотрим, как это слово объясняется в словаре. (Показ текста на экране - Редакция)
(Редакция - учреждение, занимающееся подготовкой и выпуском какого-нибудь издания)
-Чем занимаются люди, работающие в редакции газеты? (готовят информацию к печати: собирают материал, проверяют и исправляют текст).
-Итак, в нашей редакции – три отдела: (поставить таблички с названием отделов на первый стол каждого ряда)
· «Отдел новостей» - первый ряд;
-Как вы понимаете значение слова «Новости»? (новая весть)
· «Отдел информации» - второй ряд;
-Подберите синонимы к слову «информация» (сообщение, сведения)
· «Отдел писем» - третий ряд.
-Уважаемые коллеги! Откройте свои деловые блокноты, запишите число, классная работа. Познакомьтесь с планом заседания нашего редакционного совета.
На доске:
(Познакомить с пунктами плана)
Тема: «Слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением» План. 1. Орфографическая минутка. 2. Письмо. 3. Редактирование текста. 4. Физминутка. 5. «Исправь ошибки». 6. Итог урока 7. Домашнее задание.
|
II. Работа по теме.
1. Орфографическая минутка.
- Проведем разминку-повторение. Запишите слова, выделите орфограммы. Работает «Отдел новостей» у доски.
-Нам надо осветить следующие новости:
=политическая новость: Встреча в Кремле,
=новость экономики: поездка на завод,
=новость спорта: спортивная ходьба,
=прогноз погоды: завтра вьюга,
-Разберите по составу слово «поездка», «спортивная»
- Найдите слово, в котором букв больше, чем звуков. (ходьба) Почему? (ь знак звука не обозначает)
- Тогда почему вы не назвали слово «вьюга»? Там тоже есть мягкий знак? (Нет, в слове «вьюга» ь знак разделительный, а после него гласная буква «ю» дает два звука [йу], поэтому в этом слове будет одинаковое количество букв и звуков)
- Дайте характеристику первому звуку в слове «вьюга». ([в`] – согласный, звонкий парный, мягкий парный, на письме обозначается буквой «вэ»).
2. Письмо.
-К нам в редакцию пришло письмо. Я передаю его сотруднику отдела писем, чтобы он нам его зачитал.
«Уважаемая редакция газеты, пишет вам ученик 3 класса Алёша Иванов. Со мной недавно на уроке произошла неприятная история:
Вызвал внезапно учитель к доске,
Вот и стою у доски я в тоске,
Все что слегка подучил я вчера,
Все, как назло, позабыл до утра.
Громко учитель диктует «окно».
Мелом пишу на доске я «акно».
Слышу, как шум поднимается в классе,
Надо писать через о, через о.
Мел я в смущеньи крошу,
Правила вспомнить помочь вас прошу.
-Ребята, давайте поможем мальчику. Какое правило он не знает?
«Чтобы правильно написать безударную гласную в корне, необходимо изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так, чтобы безударная гласная стояла под ударением»
- Приведите примеры, его подтверждающие. (примеры детей)
3.Редактирование текста.
-Приступаем к следующему вопросу нашего заседания - редактирование текста. (показ текста - Редактировать)
«Редактировать – исправлять ошибки в построении предложений и текстов».
-Эта работа редактора. (На доску табличка «Редактор»)
- Сейчас вы будете редакторами. Прочитайте предложения на интерактивной доске.
Показ текста №1
Хлынул проливной дождь. Над полями нависла тяжёлая грозовая туча. Сердито загромыхал гром. Засверкала ослепительная молния. |
-Все ли в порядке в этом тексте?
-Отредактируйте его, расположите предложения в нужном порядке. Запишите самостоятельно.
Самостоятельная работа детей, запись.
-Проверьте, верно, ли вы записали.
Показ текста №2
4. Хлынул проливной дождь. 1. Над полями нависла тяжёлая грозовая туча. 3.Сердито загромыхал гром. 2.Засверкала ослепительная молния. |
-Обратите внимание, что должно происходить вначале: гром или молния? (Сначала молния, затем гром, потому что скорость света больше, чем скорость звука.)
-Прочитайте получившийся текст.
-Теперь можно ли данные предложения назвать текстом?
- Докажите, что это текст.
- Определите тему текста, основную мысль?
- Озаглавьте его (устно).
-Вспомните тему нашего урока. Найдите слова с безударной гласной в корне. Выделите орфограмму.
-Выделите грамматическую основу 1 и 2 предложения.
(Пустой текста)
4. Физкультминутка.
-Сейчас сотрудник отдела информации сделает нам сообщение. (На доску табличку с надписью «газета»)
Слово «газета» пришло к нам из итальянского языка, где оно имело значение «мелкая монета». Появившиеся в 1563 году в итальянском городе Венеция газеты были рукописные и продавались только для прочтения. За прочитанные газеты платили продавцу мелкую монету, а потом газету возвращали продавцу.
-Прошу всех сотрудников подняться. Настало время производственной гимнастики. Давайте изобразим, как человек использует газету.
=Просматривает (ведем глазами по периметру,
Сверху вниз,
По диагонали)
=Читает ( ведем глазами слева направо по доске)
=Использует как веер
=Сворачивает газету в трубочку и смотрит, как в подзорную трубу
=Скрученной газетой бьет мух
5. «Исправь ошибки».
-Впереди новогодние праздники, нам надо напомнить нашим читателям не только о предстоящем веселье, но и о правилах безопасности.
-Прочитайте текст, который набрал работник типографии.
Показ текста №3
В комноте, где стаит навогодняя ёлка, нельзя зажигать бенгальские огни, играть хлапушками. Для освищения ёлки не пользуйся свичами.( 6 ошибок) |
-Кто что-нибудь заметил?
-Чтобы исправлять орфографические ошибки, в каждой редакции есть корректор.
(На доску табличка «Корректор»)
-Поработайте корректорами и исправьте ошибки.
(Работа детей у доски)
- Не забывайте, к каким печальным последствиям может привести необдуманное обращение с огнем. Все мы помним трагические события в Перми, где в пожаре погибло уже 119 человек.
-Списать текст самостоятельно.
(Кто быстро выполнит – сделать фонетический разбор слова «ёлка»)
III. Итог урока.
-Подведем итог нашего заседания. Назовите тему нашего заседания?
-Озвучьте это правило.
-Всегда ли можно проверить безударную гласную в корне? А что тогда делать? (заглянуть в словарь, запомнить написание словарных слов)
- С какими профессиями мы сегодня познакомились? (редактор, корректор)
IV. Домашнее задание.
-Но ни одна газета не может существовать без журналистов. (Показ таблички с надписью «Журналист»). Именно они пишут очерки, статьи, берут интервью, которые уже потом набирают наборщики, исправляют корректоры.
- И вы дома будете журналистами. Напишите заметку о нашем классе, используя как можно больше слов с безударными гласными в корне.
- Большое спасибо всем членам нашего издательства за работу. Заседание закончено. До свидания.
Список литературы:
С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка. Москва, 1992.
В. Лукс. Вызвал внезапно учитель к доске…