Эссе. мое педагогическое кредо.
Если учитель соединяет в себе
любовь к делу и к ученикам,
он – совершенный учитель.
Л.Н.Толстой
Учитель. Когда произносишь это слово, всегда охватывает какое-то волнение. Вроде бы ничего особенного и нет в этом слове. Самое обычное название профессии человека. Но вот, когда произносишь это слово, то не просто название профессии встаёт перед глазами, а конкретный человек этой профессии, с которым свела тебя жизнь. Добрый или не очень, чуткий или равнодушный, любящий свою профессию, детей или нет. Вот почему и охватывает волнение, когда произносишь это слово. Учитель не просто даёт знания по тому или иному предмету, но и оставляет след в душе каждого человека: ведь именно он помогает сформироваться этой душе.
Труд учителя нелегок. На одной из лекций я услышала, что по эмоциональной нагрузке труд учителя сравнивается с трудом начальника производственного цеха. Не берусь оспаривать это. Знаю одно – нужны любовь, безмерная любовь к детям, искреннее желание все делать для того, чтобы она стала обоюдной, потому что только тогда могут восстанавливаться душевные силы, когда видишь, что твой труд приносит положительные плоды, когда осознаешь, что каждая встреча с детьми – это радость, когда общение вызывает у детей подлинный интерес.
Я часто задаюсь вопросами. Какой я учитель? Какими смогу вырастить и воспитать своих учеников? Чему научу их? Какой след оставлю в юных сердцах? Я, как учитель, должна быть для своих воспитанников и наставником, и помощником, и другом. Я – первый учитель, который входит в жизнь ребенка и его семьи. Родители доверяют мне самое дорогое, что у них есть, - своих детей. И от меня зависит, как сложится школьная жизнь ребенка, как родители будут относиться к школе, станут ли они моими помощниками и единомышленниками. Как много воспоминаний связано с именем первого учителя. И от меня зависит, какими будут эти воспоминания – добрыми и светлыми или тягостными и печальными. Поэтому для меня главное – не растерять то доверие учеников и родителей, которое они щедро мне дарят.
Детям необходимо верить в учителя безгранично – только тогда школа станет для них школой радости, а учение не будет сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти, а станет содействовать развитию ребенка, его духовному обогащению. Вот такая большая ответственность ложится на мои плечи. И как важно сохранить эти добрые стремления, поддержать начинания, зародить его веру в себя, в то, что он многое сможет.
Мне очень близки слова учителя-новатора Е.Н.Ильина: "Учить и воспитывать – как молния на куртке: обе стороны затягиваются одновременно и накрепко неторопливым движением замка – творческой мысли. Вот эта мысль и есть главное в уроке". Поэтому в своей практике уделяю большое внимание воспитательному аспекту в образовании.
Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями». Может быть, поэтому я невольно в своей работе уделяю большое внимание этому вопросу. А иначе и не получается, ведь любой момент школьной жизни детей прямо или косвенно связан с их семьями. Одно из направлений работы с родителями – это родительские собрания. Я стараюсь проводить их в нетрадиционной форме. Так в 1классе я провела нетрадиционное родительское собрание "Первый раз в первый класс", посвященное проблемам первоклассников, в котором родители стали непосредственными участниками творческого процесса. Собрание «Поощрение и наказание», проведенное в виде тренинга позволило родителям осмыслить свой воспитательный опыт в свете новой информации и предоставить себе возможность выбора. Конечно, нетрадиционные родительские собрания – работа очень тяжелая и трудоемкая. Но, несмотря на это, я испытываю особое удовлетворение, видя радость соучастия в глазах родителей.
«Ничто человеческое» не чуждо и учителю, ибо он – частица своей собственной семьи, умеющий остро чувствовать и переживать все сложности воспитательного процесса. И как мама, и как учитель я не имею права на фальшь и недобросовестность. На место своих учеников всегда стараюсь поставить своего ребенка. И, если, как мать, я хочу, чтобы моему ребенку было в школе комфортно, то, как учитель, я должна создать эти условия для своих учеников. Ведь каждая мама мечтает о доброй и умной учительнице. Мечтает о том, чтобы школа приносила детям радость. Значит, я должна стать таким учителем для своих учеников.
Уинстон Черчилль говорил: "Учителя обладают такой властью, о которой премьер-министр может только мечтать". Действительно, именно учителю принадлежит значительная роль в формировании будущего поколения. Каждый день на меня смотрят глаза моих учеников. За партами на моих уроках сидит будущее России. И в этом будущем мне тоже предстоит жить. И на мне лежит ответственность за наше будущее.
Сколько сказано и написано о высоком предназначении учителя. Но как все это сочетается с сегодняшним положением нашего образования? В большинстве случаев сейчас даже термин "образовательная услуга" воспринимается как сфера обслуживания. Встает вопрос: «Учитель – это миссия или обслуживание?» Это вопрос, на который каждый учитель должен для себя ответить. Есть учителя, которые почти что гуру, к которым тянутся, чье мнение авторитетно. И мне посчастливилось видеть таких преданных своему делу учителей в нашей гимназии, в своей родной школе. Я благодарна им, они не дают мне расслабиться или опустить руки в трудную минуту, а наоборот, вселяют веру в свои силы. Конечно, есть и те, которые удовлетворяются тем, что они сфера обслуживания. Мне бы не хотелось видеть себя в их рядах, а попытаться быть Высшим светом Мудрости, который откроет детям дверь в жизнь. Ведь по словам Ш. Амонашвили, ребенок не готовится к жизни, а уже живет полноправной жизнью. И моя задача сделать эту жизнь счастливой. Для этого надо уважать личность каждого ребенка, уметь подобрать ключик к сердцу каждого ученика, уметь слышать и слушать каждого ученика и самому ни на минуту не прекращать творческий поиск.