Главная Здесь представлены…

    урок русского языка 3 класс "Безударные гласные и парные согласные в корне слова. зимние праздники"

    Урок русского языка

    3 класс

     

    Тема :

    «Безударные гласные и

    парные согласные в корне.

    Зимние праздники».

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Тема : «Безударные гласные и парные согласные в корне. Зимние праздники».

    Цель: закрепление  правописания безударных гласных и парных согласных  в корне слова. Знакомство  с зимними праздниками, которые отмечали на Руси.

    Задачи:

    Образовательные :

    ·        закрепить правописание безударных гласных и парных согласных  в корне слова;

    ·        формировать каллиграфический навык;

    ·        познакомить с зимними праздниками, которые отмечали на Руси;

    ·        формировать умение выделять слабые позиции безударных гласных и парных согласных в корне слова;

    ·        формировать умение подбирать проверочные слова;

    ·        закрепить навык работы со словарными словами;

    ·        расширить кругозор;

    ·        обогатить словарный запас детей;

    ·        закрепить навык фонетического анализа слов, грамматического разбора предложения; морфемного разбора слов;

    ·        установить межпредметные связи между образовательными областями: русским языком, историей, народной культурой;

     

    Развивающие:

    ·        Развивать орфографическую зоркость;

    o   творческое мышление;

    o   познавательную активность;

    o   внимание и наблюдательность;

    o   речь учащихся;

     

    Воспитательные:

    ·        воспитывать вдумчивое отношение к родному языку;

    ·        обогащать и развивать жизненный опыт детей;

    ·        воспитывать патриотизм и любовь к русским национальным традициям;

     

     

    Оборудование:

    ·        Слайды на проекторе

    ·        Карточки  с родственными словами

    ·        Карточки с названием праздников

    ·        Карточки  с текстом для индивидуальной работы

    ·        Иллюстрации зимних праздников

    ·        Конфеты

     

     

     

     

     

    Ход урока:

    I.                  Организационный момент урока.

    Чистописание с орфографическим заданием.

     

    - Я загадала слово. Вы будете отгадывать буквы и записывать заглавную и строчную букву в качестве чистописания. (слово «Праздник»)

    §  Орфограмма в слове «крепкий».(Пп)

    §  Орфограмма в слове «Рита». (Рр)

    §  Орфограмма в слове «повар».(Аа)

    §  Орфограмма в слове «сказка».(Зз)

    §  Орфограмма в слове «сердце».(Дд)

    §  Орфограмма в слове «Носов».(Нн)

    §  Орфограмма в слове «лисята».(Ии)

    §  Орфограмма в слове «аккуратный» (Кк)

     

    -Какое слово получилось из букв, которые мы записали в чистописании? («Праздник»)

    -Зима богата праздниками. Мы встретили  Новый год, Рождество.  Сегодня  на уроке мы поговорим о зимних праздниках и закрепим написание безударных гласных и парных согласных в корне слова.

    (Показ темы и плана урока)

    II. Работа по теме.

    На доске план.

    Тема:  «Безударные гласные и

    парные согласные в корне слова.

    Зимние праздники».

                   План:

    1.Чистописание.

    2. Словарная работа.

    3.Зимние праздники.

    4.Найди орфограммы.

    5. Работа с карточками.

    6.Физкультминутка.

    7.Работа с текстом.

    8.Итог урока.

    9.Домашнее задание.

     

     

    2)-Чистописание мы уже выполнили, теперь переходим к словарной работе.

    -Какая орфограмма спряталась в слове «праздник»? (непроизносимая согласная в корне слова. Д - не произносим, но в слове пишем. Праздник  - запомним как словарное слово.)

    -А как вы  можете объяснить значение этого слова? (Праздник – выходной или торжественный день)

    -Подберите  близкие по значению слова (синонимы).-(торжество, выходной день, радость)

    -Давайте теперь посмотрим, как в  толковом словаре  С.И. Ожегова дается объяснение этому слову.

     

    (Показ информации на экране , ученики читают объяснение)

    o   День торжества, установленный в честь или в память кого или чего-нибудь.

    o   День или ряд дней, отмечаемых церковью в  память религиозного события или святого.

    o   Выходной, нерабочий день.

    o   День радости или торжества по поводу чего-нибудь.

    o   День игр, развлечений.

     

    -Соберите пословицу с этим словом.

    На доске.

      

    Праздник                       будни                  а                    помни,                      знай.

    (Праздник помни, а будни знай.)

     

    - Объясните смысл этой пословицы. (Чтобы достойно встретить праздник, надо хорошо потрудиться)

    -Проговорите пословицу орфографически. Запишите по памяти.

    -Подчеркните слова, противоположные по значению (антонимы).

    (Дети записывают пословицу по памяти и подчеркивают слова «праздник», «будни»)

     

    -Подберём родственные слова к слову праздник.

    -Как сказать одним словом  - день торжественный, радостный? (праздничный) – (открыть слово на доске)

    -День накануне праздника.(предпраздничный)- (открыть)

    -Отмечать праздник.(праздновать)- (открыть)

    -Безделье, бесцельное времяпрепровождение.( праздность-(открыть)

    -Бесцельный, бесполезный.(праздный)-(открыть)

     

    -Что вы можете сказать про эти слова? (эти слова родственные)

    -Докажите, что это родственные слова?(имеют общий смысл и общий  корень -праздн)

     

    3) Зимние праздники

    -Какое сейчас время года? (зима)

    -Какая орфограмма в этом слове? (Безударная гласная в корне слова)

    -Подберите  к слову «зима» проверочное слово, чтобы оно являлось именем прилагательным.(Зимний)

    -Составьте словосочетание этого прилагательного с существительным праздник и поставьте во множественное число.(Зимние праздники) (показ записи на доске)

     

    -Назовите мягкие согласные звуки в слове «зимние».[з' н' й']

    -Откуда здесь появился звук [й'] ?-(буква «е» после гласной обозначает два звука [й'э])

    -Дайте характеристику звуку, обозначенному буквой  «эм».-([м]-согласный, звонкий, непарный, твердый, парный)

     

    -Какие зимние праздники вы знаете?

    -Соотнесите карточку даты праздника с его названием. (карточки с названием праздника и его датой расположены    

     

    На доске:       Зимние праздники

    1 января                                  Новый год                          

    7 января                                  Рождество

    7-18 января                             Святки

    19 января                                 Крещение

    Конец зимы –                         Масленица

    весне начало             

    4) -Какой праздник самый любимый и долгожданный для вас? (Новый год) –(Показ иллюстрации)

    -Сейчас вы узнаете, когда и как встречали Новый год на Руси?

    На доске :

    Пётр I издал указ встречать Новый год 1 января. Люди украшали свои дома ветками ели и сосны.

    - Спишите текст.

    -Выделите орфограммы безударных гласных и парных согласных  в корне слова.

    (Дети сам-но списывают текст, выходят к доске, выделяют орфограмму)

     

    5) –Вслед за Новым годом идет Рождество.  (Показ иллюстрации). Поговорим об этом  празднике. Послушайте текст, записанный  на карточке №1. Вставьте пропущенные буквы.

    (Проверка по цепочке)

     

    Карточка №1

    Рождество

       Две   тысячи  лет назад Мария со старцем Иосифом пришли в  гор…д  Вифлеем. Они вынуждены были н…чевать  в  пещере, куда п…стухи заг…няют  св…и  ст…да. В ту ночь у Марии р…дился сын, которого послал  ей  Бог, чтобы сп…сти людей от гр…ха.

    Когда р…дился Иисус Христос, на небе пок…залась новая зв…зда.

          Из года в год накануне Рождества мы ожидаем б…льшого чуда, которое прин…сёт нам радость и усп…коение.

     

     

    -Ответьте на вопросы:

                -Когда и где родился Иисус Христос?

                -Что появилось на небе в момент рождения Христа?

                -Что приносит нам этот праздник?

     

    =Рождество – традиционно семейный праздник, отмечается  в узком кругу близких людей.   Ночь, накануне Рождества считается волшебной. Люди загадывают самые заветные свои желания, и просят у Господа, чтобы он помог им их осуществить.

     

    -После Рождества начинается  другой большой  праздник– Святки. Он продолжается до самого Крещения. (Показ иллюстрации).  В это время  девушки гадали,  молодежь собиралась, брали большую звезду, которая символизировала Вифлеемскую звезду, и шли по соседям, пели колядки, получали угощения.

     

    6) Физкультминутка

    - Давайте сейчас разучим  одну колядку.

                      Овсень, коляда,

                      Давай больше пирога,

                      А не дашь пирога,

                      Мы корову за рога,

                      А не дашь пышку,

                      Свинью за лодыжку.

                      С Новым годом,

                      С новым счастьем,

                      Выносите!

     

    -Замечательно у вас получилось. Хорошо колядовали. Вот вам конфеты.(Раздать  конфеты на перемене)

     

    -Заканчивались Святки Крещением.  (Показ иллюстрации)

    =Когда Спасителю исполнилось 30 лет, он крестился в реке Иордан, чтобы верующие люди принимали крещение и становились христианами. Теперь в этот день в храмах всего мира освещается вода, а где есть река , то освещается вода в реке, а где есть море, освещается море. В нашей стране на Крещение люди купаются в проруби, обливаются водой  и берут себе домой для питья, потому что крещенская вода имеет чудодейственную, целительную силу и не портится годами.

    -Запишем предложение «На Крещение люди купаются в проруби.» ( один ученик комментирует запись)

    -Подчеркните грамматическую основу предложения.

    (устно)-Дайте характеристику предложения.-(повеств., невоскл.)

    - Какими частями речи выражены главные и второстепенные члены предложения?

    -Какие словосочетания можно составить?(купаются (где? в чем?) в проруби;

                                                                             купаются ( когда?) на Крещение;)

     

    7) Работа с текстом

    -Знаете, что колядовали на Руси не только на Святки, но и на Масленицу.(показ иллюстрации)

    -Посмотрите на экран,  выполните задание по вариантам.

    I вариант – Вставьте подходящие по смыслу слова. Запишите текст.

    Святки и Масленица – самые весёлые народные2 … . На Святки  … ходили по домам и колядовали. За песни они получали … .

    Слова для справок: подарки2, дети , праздники.

    Выполните разбор  выделенных слов по составу.

     

    II вариант – Составьте из слов каждой строчки предложения. Запишите текст.

    Весельем, москвичи2, встречали, шумным2 , Масленицу.

    Устраивали, катания, на, они, санях.

    Каждом, в, доме, пекли, блины, обязательно.

    Выполните разбор  выделенных слов по составу.

     

    -Докажите, что у вас получился текст.

    -Определите тему текста, основную мысль. (по вариантам)

    -(устно) подберите заголовок.

     

    II.               Итог урока.

    -Что нового узнали на уроке?

    -Какова была тема нашего урока?

    -Посмотрите на пункты нашего плана.

    -Все ли мы успели сегодня выполнить?

    -Если что-то  не успели, почему?

     

    III.           Домашнее задание.

    -Выписать из словаря слова, которые подходят к теме «зима», «зимние праздники».

     

     

     

     

    Список литературы:

    Детская библия

    В.И. Зимин, С. Д. Ашурова и др. Русские пословицы и поговорки. Учебный словарь. Москва, Школа-Пресс, 1994

    • Новости
    • Для родителей
      • Расписание уроков
      • Памятка "Работа над ошибками"
      • Нормы оценок
    • Для учеников
      • Тренажеры
        • Математика
        • Русский язык
        • Литература
        • Окружающий мир
      • Внеклассное чтение
    • Для коллег
      • Уроки
      • Внеклассные мероприятия
      • Рабочие программы
    • Мое портфолио
      • Курсы повышения квалификации
      • Грамоты
    • Фотоальбом
    • Полезные ссылки
    • Конкурсы и олимпиады
    • ПРОЕКТЫ
      • "КНИГА ПАМЯТИ"
      • МЫ О ВОЙНЕ СТИХАМИ ГОВОРИМ...
    • Новости
    • Для родителей
      • Расписание уроков
      • Памятка "Работа над ошибками"
      • Нормы оценок
    • Для учеников
      • Тренажеры
        • Математика
        • Русский язык
        • Литература
        • Окружающий мир
      • Внеклассное чтение
    • Для коллег
      • Уроки
      • Внеклассные мероприятия
      • Рабочие программы
    • Мое портфолио
      • Курсы повышения квалификации
      • Грамоты
    • Фотоальбом
    • Полезные ссылки
    • Конкурсы и олимпиады
    • ПРОЕКТЫ
      • "КНИГА ПАМЯТИ"
      • МЫ О ВОЙНЕ СТИХАМИ ГОВОРИМ...
    Наш проект Вход в электронный дневник Сайт Видновской гимназии
    flexsmm.comSetup.ru: Создай и раскрути свой сайт бесплатно
    © светикова.рф
    46-Blue