Нетрадиционные родительские собрания в начальной школе
Нетрадиционные родительские собрания в начальной школе
1 класс.
Тема: «Первый раз в 1 класс»
Цели: познакомить родителей с возможными трудностями, возникающими в процессе обучения первоклассников.
Задачи:
- Дать представления о причинах трудностей в обучении, связанных с:
- недостаточным развитием познавательной сферы;
- отсутствием организации учебной деятельности (режим дня)
- отсутствие организации в выполнении домашнего задания
- Совместное осмысление и нахождение возможных путей преодоления возникших трудностей в обучении детей
- Сплочение коллектива родителей
Необходимые материалы:
Приглашение родителям; плакаты с цитатами (на доску); плакат «Дерево проблем» (рисунок дерева); кленовые листочки трех цветов: желтые, зеленые, красные; плакаты трех цветов (формат А4): красный – «Недостаточное развитие познавательной сферы (внимание, память, мышление)», желтый – «Отсутствие организации учебной деятельности (режим дня в будни и выходные)», зеленый – «Отсутствие организации в выполнении домашнего задания»; листы А3, А4 на каждом столе; папки с методической литературой на каждом столе.
Ход собрания:
(На доске: плакаты с цитатами, «Дерево проблем», плакаты трех цветов с надписями)
I.Введение
Здравствуйте, дорогие родители. Сегодня у нас нетрадиционное родительское собрание. Тема собрания «Первый раз в 1 класс». Ребенок пошел в 1 класс. Как изменилась его жизнь, что нового появилось, насколько он готов к этим изменениям и какие трудности могут встретиться на этом пути? Вот об этом мы сегодня с вами и будем вести разговор. А, скорее всего, это будет не разговор, а игра, которая поможет нам определить ваше место в жизни ребенка в этот сложный и ответственный период, подскажет нам, как ему помочь в решении возникающих проблем.
II. Деление на группы
- Для дальнейшей работы разделимся на 3 группы. Для этого я попрошу выйти к доске трех человек, которые считают, что хорошо знают все школьные проблемы своего ребенка. Сейчас каждый из вас выберет себе по 1 человеку, с которым ему хотелось работать, теперь еще по 1 человеку, потом еще по 1 и т.д.
- В этом составе вы будете работать на протяжении всего собрания. Прошу сесть за столы по своим группам.
III. Работа в группах (создание «Дерева проблем»)
- Итак, перед нами дерево, это не просто дерево- это «Дерево проблем», которые мешают ребенку как можно быстрее привыкнуть к школьной жизни и принять ее правила. И, конечно же, это волнует и вас, как родителей, и меня, как учителя. У вас на столах листы бумаги и ручки. Составьте список проблем, которые могут возникнуть у ребенка в начале школьного обучения (время выполнения - 5 минут).
- Озвучьте результаты своей работы (выступление групп)
- Теперь попробуем их систематизировать. Распределите эти проблемы по группам и запишите на кленовых листочках соответствующего цвета (время выполнения -3 мин.)
- Прикрепите листочки к «Дереву проблем» (каждая группа приклеивает листочки с проблемами на дерево)
IV. Подведение итогов работы групп.
А теперь посмотрим на наше дерево. Итак, как мы видим: если у ребенка достаточно развита познавательная сфера, т.е. устойчивое внимание, хорошая память, мышление;
если дома у него четко выстроен режим дня, время выполнения домашнего задания - то проблем с учебой у него будет меньше. Эти показатели и являются фундаментом успешной учебной деятельности.
V. Работа в группах (создание «Школы без проблем»)
Как укрепить этот фундамент мы с вами попробуем выяснить.
- Сейчас каждая группа становится жителями волшебной страны под названием «Школа без проблем», в которой живут 3 народа, с одной стороны очень близких друг другу и в то же время отличающихся друг от друга. Поскольку страна называется «Школа без проблем», значит, вам повезло: у вас нет всех этих проблем, о которых мы говорили.
- 1 народ (живущий в одном их трех городов) не испытывает недостатка в познавательной сфере.
- 2 народ научился жить в будни и выходные по такому режиму, который помогает учиться.
- 3 народ умеет так организовать выполнение домашнего задания, что делает это быстро и правильно.
Вам необходимо придумать название вашего города, записать его, а также нарисовать на листе, как выглядит ваш город. Для этого можно использовать различные символы (время выполнения - 7 мин)
- А теперь сделайте презентацию своего города (Выступление родителей)
- Замечательные города у вас получились. А теперь поделитесь опытом, какими чертами характера и навыками ваш народ обладает. Запишите их на листах А4, (время выполнения - 5мин)
- Озвучьте полученный результат (выступление родителей)
VI. Работа с методической литературой (создание памятки)
Что нужно нам сделать, чтобы быть похожими на представителей вашего народа?
- Сейчас вам предстоит создать памятки с советами, где необходимо подробно изложить план наших действий. В помощь вам лежат папки с методической литературой (время выполнения - 10 мин.).
- Озвучьте полученный результат (выступление родителей)
VII. Подведение итогов собрания
Ну, как вам жилось в сказочной стране без школьных проблем? Теоретически у вас все получилось. Теперь наша задача попробовать создать у себя такую страну, чтобы вашим детям жилось в ней без проблем. Думается, что это родительское собрание вам поможет. Нужно только постараться.
Спасибо вам за огромную методическую работу, которую вы сейчас провели. Всю информацию по данным вопросам я соберу в одну папку, которая будет находиться у нас в классе, и вы в любой момент можете ей воспользоваться.
И закончить наше собрание мне бы хотелось словами великих классиков педагогики (прочитать цитаты на доске)
Методический материал:
- Приглашение родителям (раздать заранее)
Дорогие наши помощники в учебной деятельности детей!
Ваш ребенок пошел в 1 класс. Как изменилась его жизнь? Какие требования предъявляет к нему школа? Как непросто разобраться, в чем должна заключаться учебная поддержка ребенка со стороны родителей: в каждодневной опеке, предоставлении полной свободы и ответственности или сочетании того и другого? Какие проблемы возникают у ребенка с приходом в 1 класс? Как помочь ему с ними справиться?
Ответам на эти и многие другие интересующие Вас вопросы посвящена наша встреча, которая состоится в пятницу 15 февраля 2008 года. Мы попытаемся помочь Вам в поиске собственной модели помощи ребенку. Непременно приходите, мы приготовили вам сюрприз.
С уважением классный руководитель Светикова Ирина Сергеевна.
- Плакаты с цитатами
- «Дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наше счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, наша вина перед другими людьми, перед всей страной» (А.С. Макаренко)
- «Мать, помни, ты – главный воспитатель, главный педагог» (В.А.Сухомлинский)
- «Не надобно иного образца, когда в глазах пример отца»(А.С.Грибоедов «Горе от ума»)
- «Дети – зеркало нравственной жизни родителей» ( В.А.Сухомлинский)
Используемая литература:
- Вачков И.В. Психология тренинговой работы М., 2007
- Саляхова Л.И. Родительские собрания: традиционные и нетрадиционные формы. М., 2007
- Степанова Е.Н. Калейдоскоп родительских собраний. М, 2002
- Тихомирова Л.Ф. Познавательные способности детей 7-10лет. Упражнения на каждый день. Ярославль, 2002
- Фалькович Т.А. Нетрадиционные формы работы с родителями. М., 2005
- Холодова О. Юным умникам и умницам. Информатика. Логика. Математика. 1класс. М, 2007
- Черемошкина Л.В. Память. Дети 7-10 лет. Ярославль, 2002